Недавно одно из аналитических агентств, изучающих мотивацию людей в играх, поделилось тревожным отчётом: за девять лет регулярных исследований выяснилось, что геймеры всё меньше склонны использовать стратегическое мышление и планирование в играх.
Под «стратегией» агентство понимает тягу к мышлению в терминах длинных сроков, планированию своих шагов и взвешенному принятию решений.
В терминах психологии это весьма созвучно с определением субъектности.
Исследование по годам не отслеживает участников, падение скорее всего вызвано приходом новых, «подрастающих» игроков.
Казуальные игры в исследование не входили, так как многие из них являют собой казино, сделанное производителями физических слот-машин. Конечно же, прикрытое ширмой привлекательных картинок и не имеющее возрастного и географического ценза.
Также в исследование не попали игроки из Китая из-за национально специфичной мотивации.
Насколько всё плохо?
Исследователи выяснили, что из срединного перцентиля 50% (середина купола «нормального распределения», то есть – самая массовая норма в обществе) интерес к стратегии практически ушёл в маргинальную зону: в перцентиль 35%.
Это соответствует таким наглядным изменениям за 9 лет, как если бы:
🟩Мужчины в США от 20 лет в среднем потеряли почти 8 килограммов веса.
🟩Взрослое мужское население мира в среднем стало ниже ростом на 3,5 сантиметра.
🟩Каждый житель Земли в среднем потерял 6,75 баллов по шкале IQ-теста.
Тренд по женщинам где-то даже обгоняет, и не зависит от страны проживания игрока.
Насколько всё плохо?
Исследователи выяснили, что из срединного перцентиля 50% (середина купола «нормального распределения», то есть – самая массовая норма в обществе) интерес к стратегии практически ушёл в маргинальную зону: в перцентиль 35%.
Это соответствует таким наглядным изменениям за 9 лет:
🟩Мужчины в США от 20 лет в среднем потеряли почти 8 килограммов веса.
🟩Взрослое мужское население мира в среднем стало ниже ростом на 3,5 сантиметра.
🟩Каждый житель Земли в среднем потерял 6,75 баллов по шкале IQ-теста.
Тренд по женщинам где-то даже обгоняет, и не зависит от страны проживания игрока.
Насколько это постоянно?
Динамика снижения интереса к стратегическому мышлению стабильна, и посылов к её изменению не наблюдается.
Изменение началось с 2015 года, задолго до эпидемии COVID. Поэтому сетовать только на клетки мозга, уничтоженные иммунитетом при борьбе с коварным вирусом, не получится.
Более того, во время локдауна COVID отмечается замедление снижения и даже плато. Люди в ситуации стресса ненадолго опять начали думать о будущем.
Причины
Основная, называемая аналитиками – дефицит внимания, победно шагающий по миру. Сокращается ёмкость единицы информации, но даже в таком виде её избыток заставляет мозг защищаться и отбирать только поверхностные факты. Так, средняя длина сцен в фильмах уменьшилась с 16 секунд в 1930-м году до 4 секунд в 2010-м.
Не отстаёт и манипулятивная механика социальных сетей и «бесплатных» компьютерных игр. Они создают эмоциональную перегрузку и высасывают все доступные ресурсы сознания пользователей. Ведь сознание человека невелико, а борется за него добрая половина мира в лице рекламодателей.
Также, в традиционной тематике канала, автор отметит весомое формирующее давление цифровых площадок: роботы уже не скрываясь воспитывают пользователей всех возрастов под вкусы и цели авторов платформ. На первый взгляд «позитивные» инициативы, например – ограничение проявлений агрессии, замедляют естественный процесс социализации человека. Такой человек дольше остаётся ранимым и постепенно утрачивает способность общаться с другими людьми без фильтрующего посредника. Посредника, которому надо регулярно платить вниманием и лояльностью, и без которого жизнь станет невыносимой.
Вместо вывода
Стратегическое мышление – это не только компьютерные «игрушки». Это способность к длинному обучению, алгоритмизации и освоению любой абстрактной деятельности, связанной с игрой «в долгую» против других людей: в тех же инженерных или экономических отраслях, ведении бизнеса.
Социум в лице лучших его представителей (по Айн Рэнд) – корпораций, продолжает выращивать себе лояльных, хрупких и незрелых потребителей. Хрупких и незрелых, поэтому, словно пейзане в средние века, экзистенциально боящихся переметнуться в другой феод-экосистему.
Следующая статья будет о психологических предпосылках этого вопроса.
Автор: Владимир Денисов, цифровой юнгианский аналитик
Специально для канала [Цифровой след здорового человека]